В последнее время практически каждый просмотр свеженького фильма вызывает одни и те же вопросы: «Кто написал этот сценарий? Зачем? Под чем? И какого чёрта?» Мне всегда казалось, что сценарий — это что-то гораздо более простое, чем, например, роман или повесть. Может, сидит группка людей, фонтанирующих идеями, берёт одну наиболее понравившуюся идею и развивает в сюжет, прописывая действия героев, смену сцен, диалоги. И в любой момент кто-то может вскрикнуть: «Ой, а давайте вставим ещё и вот это!» – и этот вскрик запросто вписывается в сюжет, влияет на ход событий. То есть схема примерно такова: идея — начало непосредственно написания — «ой, а давайте» — «ой, а давайте ещё» — готово. В принципе, есть мысль, что многие сценарии теперь так и пишутся (не буду приводить список подозреваемых фильмов).

Но вот в моих трясущихся от радости ручонках книга «Киносценарий: основы написания» американского писателя-сценариста Сида Филда, написанная, кстати, очень доступным и приятным языком, интересно и увлекательно. И тут прямо с первых страниц начинается самое настоящее знакомство со сценарием, такое, будто прежде я и не слышала о подобном жанре литературного произведения. Это знакомство приправлено перечислениями наиболее выдающихся фильмов с точки зрения сценарного мастерства, а также описаниями фрагментов кинокартин в качестве примера, отчего, буквально не выпуская карандаша, только и успеваешь записывать фильмы, которые непременно хочется посмотреть в ближайшие дни. Многие из них знакомы, о некоторых, возможно, слышал далеко не каждый — но автор ведь говорит о картинах с хорошим сценарием, а не о тех, что стали кассовыми, были лучше разрекламированы и прокатились по всему миру.

Далее оказывается, что сценарии пишутся по одной и той же схеме с какими-нибудь незначительными отступлениями. И разные сюжетные повороты происходят не только в определённом количестве, но также и в определённых временных рамках (и как мне теперь нормально смотреть фильмы, не обращая на это внимание?!), а идеальный объём сценария — 129 страниц, что соответствует хронометражу в 129 идеальных экранных минут. Что до героев — о каждом из них стоит знать гораздо больше, чем может понадобиться для непосредственного написания сценария: работа, увлечения, вкусы, внешность, характер, родственники вплоть до какой-нибудь троюродной прабабушки, домашние питомцы, привычки, важные события, произошедшие с героями, которые могли как-либо повлиять на формирование личности — даже если этого не будет в сценарии, это должно быть известно автору. И сначала мне показалось это немного чересчур, но, с другой стороны, герой — это не автор. Это посторонний человек, а значит, изначально автору и самому о нём ничего неизвестно. А как можно познакомить кого-то с тем, кого сам едва знаешь?! Правильно, нужно узнать об этом человеке как можно больше. И знать «всё» только о главном герое, естественно, недостаточно. Ведь часто мы узнаём что-то важное через второстепенных персонажей. Они так или иначе вплетены в жизнь главного героя, помогают его раскрытию, а зачастую и сами выступают тем важным «событием» в его жизни, который мог его изменить, надломить, преобразовать и т.д.

И подробное изучение и описание касается не только героев. Сид Филд говорит о том, что написанию любого сценария предшествует огромная работа по поиску, изучению, переработке информации. Важны мелочи: местность, время, темп повествования, последовательность происходящих событий. Всё это следует знать до того, как можно будет приступать к написанию самого сценария. Именно потому эта часть работы зачастую занимает гораздо больше времени, чем сценарий. Ничто не берётся из ниоткуда, когда текст уже начат. Есть готовые герои, история может быть ещё не полной, но она наложена на схему — есть основное событие, известны сюжетные повороты — составлена структура сценария. Это всё обрастает подробностями, картинками, диалогами, кропотливо выстраивается сюжетная линия.

В конечном итоге, должна признать, что написание сценария — это не так-то просто, зато очень увлекательно. И после прочтения этой книги меня не покидает некая идея… Так что прощай, жестокий профессор Нерпчанский, я ухожу писать сценарии.

Экземпляр книги предоставлен на рецензирование издательством Эксмо Non-Fiction и магазином book24.