Я никогда не была близка ни к радио, ни к различным ток-шоу. Но это никак не повлияло на знакомство с книгой Дмитрия Губина «Губин ON AIR: Внутренняя кухня радио и телевидения». Автор – настоящий мастер слова (вероятно, как и подобает хорошему журналисту, но я подобного лёгкого для восприятия, интересного, захватывающего, остроумного и содержательного текста давно не читала). Книга затягивает с первых же строк. И её не просто хочется читать, а снова и снова делиться прочитанным с кем-то. И если бы у меня на прочтение было побольше времени, я бы предпочла прочесть её вместе с мужем, что также являет собой отдельную хвалу – только две книги уже были удостоены сей чести: «Он снова здесь» Тимура Вермеша и «Пётр Первый» Алексея Толстого.

Знакомство с особенностями создания телешоу, различными аспектами и важными факторами, влияющими на работу, тонкостями работы: начиная с хорошего продюсера, личности и внутреннего состояния, настроения ведущего, подбора гостей и заканчивая шпаргалками на экстренный случай – не просто заинтересовывает и затягивает, а по-настоящему даёт понимание того, как строится шоу, сколько различных нюансов и мелочей скрывается под той «картинкой», которую мы видим в итоге. Нет, правда. Мне захотелось прямо сейчас включить какое-нибудь ежедневное телешоу и просмотреть его не с точки зрения потребителя продукта, а с точки зрения контроля качества что ли. Подмечая детали, о которых узнала, благодаря книге.

Но это только начало. Написанная в форме лекций, книга представляет собой, скажем, полный курс «Радио и телевидения». Изначально задуманная как курс лекций для студентов журфака, она постепенно вовлекает и уводит нас всё глубже в заданную тему. Причём, должна отдельно заметить, каждая лекция продумана, начиная с остроумного содержательного заголовка и до подведения краткого итога, до последней точки. Каждая лекция легко воспринимается вне контекста других (ну, это для любителей прогулять, да-а..) и является ценной сама по себе.

Создание интерактивных шоу, работа со «звонками в студию», особенности и подводные камни различных видов программ от «вестей» до популярных ток-шоу, сложности и преимущества ведения авторских программ, ведение эфира в условиях ЧП и освещение событий самых разных масштабов, умение правильно и продуктивно работать под каким бы то ни было давлением: политическим, общественным, моральным и т.д., внутренние творческие взаимодействия журналистских коллективов с конфликтами и их урегулированием, даже создание внешнего облика, образа журналиста – об этом и многом другом говорит и рассуждает автор, пользуясь личным опытом, накопленным за десятилетия журналистской практики как в России, так и зарубежом.

В книге много выдержек из различных интервью или выходивших теле- и радиопрограмм, что не только интересно в качестве набора отдельных историй отдельных людей, но и ближе знакомит со многими уже когда-то услышанными именами, приоткрывает завесу в мир людей, которых мы привыкли видеть или слышать в официальной обстановке. К тому же, во время прочтения приходит осознание того, как можно правильно вести диалог с малознакомым человеком, не зависимо от того, смотрит ли на вас объектив камеры или микрофон. Например, как узнать, отделавшись малой кровью, можно ли при собеседнике отпускать злые шуточки или задавать каверзные вопросы. И много всего подобного. Повествование просто наполнено различными журналистскими «хитростями», приправленными историями с их конкретным употреблением, что, на мой взгляд, полезно не только будущим журналистам, но и любому человеку.

Подводя итог, скажу, что уже очень давно не читала ничего столь хорошего. И, хотя я скупа на хвалу, эту книгу могла бы нахваливать ещё долго. Но чем читать мои дифирамбы, скорее берите в руки «Губин ON AIR: внутренняя кухня радио и телевидения».

Экземпляр предоставлен на рецензирование издательством Альпина Паблишер.