5 причин, почему на артбук-дилогию «Образы Ереси» стоить обратить внимание

Об артбуке «Образы Ереси» последний раз заходил разговор год назад, когда мы выложили огромный дайджест о том, в каком порядке стоит читать книжную серию «Ересь Хоруса». За год мало что изменилось и чтение «Образов Ереси» всё так же является лучшим способом обзорного знакомства с величайшим предательством в истории вселенной Warhammer 40.000. Также не стоит забывать, что «Ересь Хоруса» хороша не просто сама по себе, а в связке с сороковником, который показывает то, какой вселенная является на данный момент, тогда как её лор, то есть «Ересь», позволяет увидеть, как величайшая Империя людей стала самым ужасающим государством, которое только имело человечество. Однако сегодня я хотел бы поговорить о том, зачем «Образы Ереси» стоит заиметь у себя на полке (или хотя бы просто прочесть) тем, кто уже знаком с сороковником и «Ересью».

Причина № 1: Арты

Самая очевидная причина, почему люди покупают артбуки. Комментарии и авторские ремарки — это всегда здорово, но что можно сказать против шикарных рисунков, которые так и просятся оказаться на стене в виде огромного плаката? Артбук — это всегда радость для глаз, собранные в одном месте изображения, которые обязаны лучше всего передать дух и суть произведения.

Когда «Образы» переиздали в очередной раз, в них добавили множество новых артов. В первую очередь, в глаза бросаются 3D-арты Нила Робертса, служащие обложками всех книг по «Ереси». Остальные «новые» арты вычленить куда сложнее, да и не особо нужно — изображений сотни, и каждый может найти для себя того автора, который изображает Великий крестовый поход и его окончание лучше всего. А ещё этот артбук — отличный способ познакомиться с работами Джона Бланше и сравнить их с поздними цифровыми художествами других мастеров. «Образы Ереси», по крайней мере в первой своей редакции, — это такой концептуальный артбук и слово Visions в его названии можно переводить не столько как «образы», сколько как «видения». Видения астропата, который записывает и зарисовывает, то, что увидел в «варп-трипах». И арты Бланше — это своеобразная реконструкция того, как псайкер видит свои видения — в хаосе вечной метаморфозы. И если вы посмотрите на первую редакцию этого артбука, то увидите, что даже сама его вёрстка сочетается с общим визуальным стилем большинства изображений в нём. Лишь со второй редакцией и редизайном «под Forge World» пришёл «вылизанный» стиль прямых линий и острых углов, который больше подходит артам Нила Робертса, нежели работам Бланше.

Бланше частенько плюёт на пропорции, но на мой взгляд он как никто другой передает дух «Вархаммера», его безумие и хаотичность.

Вторая редакция вышла в 2013 году, и с тех пор появилось множество работ, посвящённых описываемому периоду. И лично для меня здесь очень не хватает тех изображений, которые были созданы специально для лимитированных изданий романов и антологий.

Причина № 2: Общий взгляд на «Ересь Хоруса»

На момент выхода «Образы» были наиболее полным рассказом о «Ереси» — сборником бэковых статей, которые не просто намёками и отдельными репликами отсылали читателя к этой эпохе (как было в кодексах того времени), а буквально открывали этот период перед фанатами вселенной. По сути, это отдельная реальность, отголоски событий которой определяют существование Империума в сорок первом/втором тысячелетии. В первой редакции, когда артбук представлял из себя четыре стостраничных дайджеста, текста было намного больше, чем сейчас, ведь там публиковались даже целые рассказы! Например, именно там был опубликован рассказ Грэма Макнилла «Проект Каба», до этого нигде не издававшийся.

Однако стоит помнить, что данный артбук (не важно в какой редакции) подразумевает, что вы уже прекрасно осведомлены о том, что представляет из себя Хаос, варп, и какие расы обитают во вселенной. И если у вас есть желание познакомиться с «Ересью», то перед этим придётся почитать что-нибудь по Warhammer 40,000 в целом, дабы понять всю монументальность, весь трагизм описываемых событий. Чем меньше времени остаётся до финальной битвы над небесами Терры, тем более литературным становится текст. Обилие общих фраз перемежается небольшими диалогами, чтобы в конце рассказать о битве Хоруса и Императора чуть ли не с шекспировским пафосом и надрывом. Эта история так и просилась стать литературным циклом, так что совсем неудивительно, что в Black Library решили взяться за это ответственное дело.

Причина № 3: Логика развития книжной серии «Ересь Хоруса»

Возможно, эта причина слегка надумана, но если прочесть все бэковые вставки артбука, то становится довольно очевидным, почему было принято решение начать историю «Ереси» не с падения Лоргара, не с объединения Терры Императором или нахождения примархов, а именно с возвышения, а после и падения Хоруса. Чисто логически это довольно легко объяснить — это Ересь Хоруса и с чего, как не с падения первого среди равных стоило начинать? Но дьявол, как это часто бывает, прячется в деталях. И именно этих деталей в первых книгах очень недостает, если начать их сравнивать с тем, что было написано о 31-м тысячелетии уже после. Первая арка на 5 книг по духу и содержанию уж слишком сильно напоминает «Образы», и мне приятно думать, что в какой-то момент авторский коллектив решил заняться не просто пересказом бэка Алана Меррета, а созданием просто хороших историй в этом мире, которые бы позволили сделать его более живым.

Вживую книги выглядят куда лучше. Пикт-запись просто не способна передать их великолепие.

Если бы последующие романы писались в духе первого пятикнижия, то весь цикл мог бы спокойно завершиться книге на 20-й. И это чувствуется по тем главам артбука, которые были написаны специально для данного издания 5 лет назад — появилась глава о Разбитых легионах, забытой империи Жиллимана, встрече Русса и Хана у Просперо. Если вы посмотрите содержание первого издания, то увидите, сколь «компактна» была «Ересь» ещё 15 лет назад. И, повторюсь, меня очень радует тот факт, что её начали развивать и углублять в Black Library и Forge World. Расширение вселенной ещё не завершено и если верить слухам, то уже в конце этого года за рубежом может выйти очередное издание «Образов Ереси», с новыми артами и деталями. С другой стороны, это лучше всего объясняет, почему человеку, хорошо знакомому с вышедшей на данный момент «Ересью», так тяжело читать этот артбук — он знает куда больше, чем написано здесь.

Причина № 4 + 5: Эту книгу можно показать своим друзьям + Эстетическое удовольствие

Отчасти эти причины коррелируют с тем, что это, чёрт побери, артбук, но всё же они достаточно важны и самостоятельны, чтобы выделять их в отдельную категорию. Даже самые красивые рисунки можно сделать ужасными, распечатав их в низком разрешении на отвратительной бумаге. Даже самый интересный для читателя текст можно уничтожить отвратительной вёрсткой. И очень хорошо, что ничего этого в артбуках нет, они — воплощённое совершенство. ККФ уже собаку съели на издании артбуков и книг с золотым тиснением на обложке, которое не осыпается при первом же прикосновении. Они выпустили не просто книги, которые приятно держать в руках, но издания, которые хочется показать своим друзьям. «Вархаммер» обладает впечатляющей эстетикой, узнаваемым стилем, который притягивает взгляд. Не факт, конечно, что в момент, когда ваш товарищ будет пролистывать артбук, вы сдержитесь и с горящими глазами не перескажите всю «Ересь», чем только отпугнёте его. Но он точно не сможет не восхититься работами Робертса или Бланше.

Если вы любите «Вархаммер» и обожаете «Ересь», то я очень советую вам не скупиться и приобрести оба тома. Это веха в истории мира бесконечной войны, иметь её у себя на полке — настоящее удовольствие.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.