Про что на самом деле рассказывает повесть Криса Райта «Вальдор. Рождение Империума»

Линия верховного лорда Увома Кандавайр в повести «Вальдор. Рождение Империума» — это линия любого человека, выросшего в западно-европейской буржуазной политической традиции.

Идеология Империума той поры — это большая отсылка на эпоху Просвещения. Вера в силу разума, человек как высшая ценность, воинствующая светскость, демократизм — набор идей, который вы встретите у философов Нидерландов 16-го века, Англии 17-го века и Франции 18-го века.

На момент повести за спиной уже оказалась Долгая Ночь — она же Темные-Средние века. Впереди лишь свет Истины, славное владычество людей в космосе и грядущее освобождение от варп-зависимости.

В реальности революции давали промышленной и торговой буржуазии освобождение от оков королевской власти. Теперь собственники решали, какие законы будут определять их делопроизводство. Аппарат чиновников должен был следить за тем, чтобы законы действовали одинаково. Суды решали вопросы между собственниками. Так появилось то, что мы сейчас называем «правовым государством с разделением властей». Но то происходило реальности.

Сороковник — это не учебник истории, а поэтому культурные явления в этой разномастной солянке могут и сосуществуют так, как подходит для повествования. Поэтому мировоззренческие проблемы у героев очень похожи на наши, а вот выдуманный мир заметно отличается.

Верховный лорд Увома Кандавайр верит в свободу, демократию и верховенство закона. Она сама лично видела как Император объединял Терру: приходил, завоёвывал, ставил чиновников. Чиновники строили заводы, фабрики,
городки милиции, жилые комбинаты, фабрики-кухни, клубы рабочей молодежи, общественные бани и НЭП-вским методом закупали зерно. В общем, «наводили порядок».

Если бы не Император, то помещики Терры так бы и продолжали резать друг друга. А значит дочь главаря сомалийской банды по имени Увома никогда бы не стала Верховным лордом.

Все было хорошо, пока Увома не заметила: перестали приходить сводки о военных действиях Громовых Воинов. Девушка взялась за расследование и выяснила, что у горы Арарат кустодии убили всех Громовых Воинов. Идеалы Империума в голове Увомы затрещали по швам: ей-то с плакатов говорили про Новую Эру, а оказалось то же самое, как и раньше, только в позолоте.

Девушка поняла: нужно действовать. Подчинённым поручила собрать войско, чтобы принудить Ставку следовать заветам Империума. А сама пошла допрашивать наркома по военным делам Константина Вальдора, чтобы получить от него признание о превышении должностных полномочий.

Те, кто читал «Возвышение Хоруса», заметят: точно такой же разрыв шаблона испытал Игнаций Каркази. Только вот поэт даже и помыслить не мог о том, что можно призвать Хоруса к ответу. Как похорошел Империум при примархах!

Кризис, который переживают Игнаций и Увома — это типичный для нашего общества кризис. В школе тебе говорят о важности конституции, правовом государстве и разделение властей. А потом ты смотришь новости и видишь, как политики твоей страны берут взятки, принимают на работу родственников, принимают выгодные для бизнесов однокурсников законы.

И не суть важно, в каком государстве ты живёшь: на планете Земля полторы сотни демократий, и в каждой происходит подобное. Горячие головы идут на митинги, штурмовать Капитолии, жечь полицейские участки, скандировать имена эпатажных блогеров. Большинство же бухтит себе под нос, постепенно превращаясь в обычных взрослых. И обычным взрослым интересно, сколько они платят налогов, цена на сосиски, наличие детского садика в пешей доступности, количество выходных дней в году и пенсионные гарантии.

Крис Райт, в отличии от Абнетта, понимает что Вархаммер — это в том числе и сатирический сеттинг. И сатира по поводу горячих голов считывается в «Вальдоре».

«Рождение Империума» в одной из глав показывается глазами наёмника. Этот парень разбогател на том, что воевал то за одного арабского шейха, то за другого. Император на первый взгляд не сильно от них отличался, но на деле…

В Имперской Армии требовали соблюдать субординацию, выполнять приказы и жить по уставу. Война поменялась — никакого грабежа захваченных городов и изнасилований местных девчонок.

И именно этот наёмник оказался в составе войск, которые вела Увома на Императорский Дворец. Идеалист и головорез — идеальная пара для «защиты демократии».

Параллельно с этим в истории мелькают герои, которые в общем-то рады появлению Империума: «Да, отправили на вахту на Север, но зато стабильность, безопасность, строим будущее для нас и наших детей. Город-сад, конечно, не выйдет, но постараемся».

Сам Райт раз за разом подчёркивает: «Настали спокойные времена». А как только войска Увомы появляются перед Триумфальной аркой, то даёт ремарку: «Ну, или почти настали».

***

В этой истории есть и Астарта, и предводитель Громовых Воинов, и сам Константин Вальдор. Но мне кажется, что повесть Райта рассказывает про свободолюбца, который за идеологией не увидел стройку тысячелетия.

В финале Увома возвращается в родную деревню и начинает засаживать поле перед своей фазендой. Разница только в том, что теперь вместо бандитов к ней приедут служащие имперреестра.

И вот за эту разницу стоило бороться.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.