Сначала будет бэк Тысячи Сынов, потом пересказ рассказа «Шестой культ Отверженных», а затем комментарии к нему.
Легион Магнуса Красного страдал от изменений плоти. Магнус перепробовал всё, что мог — не помогло. В итоге он заключил сделку с “неким существом из варпа” — Тзинчем, конечно, — но не сказал Императору об этом. Изменения плоти прекратились.
Магнус так активно продвигал идею овладения силами варпа, что это привело к публичной порке примарха. На Никее собрались Император и другие примархи. Магнусу запретили колдовать и посадили под домашний арест. Он не послушался и продолжил колдовать, из-за чего в «Ереси Хоруса» оказался на стороне предателей.
В рассказе «Шестой культ Отверженных» примерно такой же путь проходит космодесантник Акет Хакорис. Акету стало интересно, как Магнус прекратил изменение плоти. Космодесантник вместе с единомышленниками изучает варп, находит там демона и начинает с ним общаться.
Взбудораженный находкой Хакорис решает, что нужно основать шестой культ внутри Тысячи Сынов — культ Аквилидов. Его последователи изучали бы таящиеся в варпе секреты — разумных демонических сущностей. Он созывает совет магистров остальных пяти культов, чтобы рассказать о своих открытиях.
Без предупреждения на совет приходит Магнус. Хакорис начинает травить Магнусу байку про мудрецов и слона — чуть позже сам Магнус будет травить на Никее байку про Платонову пещеру — и врёт, что ни с кем в варпе не разговаривал. Магнус считывает ложь и начинает закапывать Хакориса вопросами. В итоге Хакорис признаётся во вранье, а Магнус говорит ему о своей лжи. Магнус просит Хакориса второй раз соврать, после чего подвергает публичной порке весь культ Аквилидов.
В финале рассказа опущенный Хакорис (почти буквально, его сослали в задницу Галактики к Повелителям Ночи) всё ещё обижается, решает, что был прав и снова начинает болтать с демонами. Прямо как Магнус после Никеи.
Я считаю, что подобный рассказ — это один из хороших примеров работы с материалом «Ереси» внутри самой «Ереси». Я уже видел подобное в «Погребённом кинжале» Сваллоу, где на фоне истории Сваллоу разворачиваются сюжеты про двух сыновей Мортариона — Гарро и Тифа. Столь же успешно этот заход использовал Сент-Мартин в своей повести про Ангрона: в ней параллелилась история Ангрона, который сломался, и Кхарна, который держался на грани помешательства.
Мне импонирует, с какой позиции Гаймер пишет о примархах: «Примархи настолько мощны, что их достоинства тут же оборачиваются недостатками, а сами они порой мало что понимают в человеческих взаимоотношениях. Но из-за уровня их ответственности, эти просчеты становятся фатальными».
Гаймер уже писал так — в повести про Ферруса Мануса. Оценили подход далеко не все — большинство обиделись, что примарха там не вывели как объект для наяриваний. Лучше всего это видно по оценке на Goodreads, которая до сих пор намного ниже, чем у любой другой повести из серии.
***
Сначала я подумал, что Гаймер в рассказе «Шестой культ Отверженных» издевается над Магнусом из романа Грэма Макнилла «Тысяча Сынов». У Гаймера Магнус — гигачад, у Макнилла — обиженный жизнью школьник.
В ходе дискуссии с Юрой Войтко мы я пришли к выводу, что дело скорее в неопытности авторов Black Library, которые в ранние годы писали «Ересь» так, как могли. Гигачады не получались — получались ояши. Остаётся только понять,принять и обсуждать то, что имеет ценность. Как «Шестой культ Отверженных».
Экземпляр антологии «Кровь Императора» на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.