Меня всё не оставляет тема связи Warhammer 40,000 и других сеттингов. Я уже с неделю пытаюсь в своей голове подружить сороковник и «Звёздные войны». Получается. Так что вот основной мой тезис на сегодня: если вам нравится произведение, то вообще без разницы, из какого оно сеттинга.
Эту бы идею я вряд ли мог высказать ещё 5 лет назад из-за банального занудства: «Как, как это так?! Есть же разные сеттинги! Это разное!» Вот только это неважно.
В одной из своих лекциях Дробышевский говорил, что способность людей к обучению и запоминания строится на нашем врождённом занудстве. Шимпанзе обладают когнитивными способностями не сильно хуже человеческих. Но одно дело потенция к действию, и другое — само действие. Мы, сапиенсы, в этом плане выигрываем, шимпанзе проигрывают — им просто насрать.
Взаимоотношения с масс-культурными объектами строятся у нас так же, как и остальной информацией. Четкое разделение на «овощи» и «фрукты» важно для нашей психики так же, как и определение «канона» и «неканона» в медиафраншизах. Просто потому что в своей голове мы держим все предметы разделенными на категории.
Но одно дело столкнуться с тем, что помидор это ягода, а другое дело, когда кто-то начинает пихать темнокожих эльфов в традиционалистский цисгендерный сеттинг. В 17 веке такое могло послужить поводом для пары-тройки крестьянских восстаний. В эпоху массового интернета — очередной вторник в комментариях на Реддите и Пикабу.
В культуре содержатся значимые для людей образы, типичные для сообществ паттерны поведения, системы взглядов на жизнь — вот только это не то, к чему стоит относиться с пиететом. Но именно с таким отношениям люди чаще всего выходят из школы и продолжают в дальнейшем транслировать это понимание по жизни.
Я понимаю, что художественные произведения это не то, что призвано РАЗВИВАТЬ и ОБЛАГОРАЖИВАТЬ. Психотерапия в этом плане даёт больший эффект за куда как меньшее время. Мне чужд пиетет «в этом произведении автор поднимает важную проблему…». Для этого есть журналистика.
В тексте про вневаховый рассказ Петера я говорил, почему мне нравится сороковник. Но эти слова не отрицают то, что я могу кайфовать от произведения из абсолютно любого сеттинга, если оно мне нравится.
Смотрю «Андор» — кайфую. Смотрю «Серого человека» — тоже кайфую. А если смотрю «Настя, соберись» и не кайфую, то разрешаю себе выключить и никогда больше не возвращаться к произведению. Это тоже нормально.
Вы тоже меня читаете лишь из-за того, что мои слова как-то в вас резонируют. Не резонировали бы — отписались бы. Тем более сейчас лицензии у ФКК нет, так что в этом канале чаще будут появляться заметки на какие-то околовахатемы.
Я, как и другие люди, потребляю контент ради эмоций. Если мне их дарит сороковник — круто. Если нет — буду что-то другое через себя пропускать. И совершенно неважно к какой вселенной относится произведение. Просто если оно относится к знакомому миру, то я буду меньше отвлекаться на изучение незнакомого сеттинга. Вот и вся причина продолжать барахтаться в сороковнике.