[fsn_row][fsn_column width=”12″][fsn_text]
Чувствуете? Мурашки, которые лавиной захватывают поверхность всего вашего тела и заставляют содрогнуться и сделать пару глубоких вздохов? Думаете это Сила? Думаете, что она, скрытая мощь, что разлита по всему мирозданию, пробудилась во всём живом и теперь мир Star Wars изменится? А вот нихера.
Просмотр этой части на самом деле заставляет содрогаться. С одной стороны содрогаться от того, что все те герои, которых ты видел ещё маленьким ребёнком собрались одной дружной компанией, нашли себе новых друзей, но всё так же наслаждаются жизнью, приключенствуют и травят шутки о прошлом. Ну и что, что тогда было тяжело, они дрались не на жизнь, а на смерть, решали бытовые вопросы, задевающие дела целого транспланетарного государства. Что там творилось в их жизнях на протяжении 30 с гаком лет не известно, но надо ли оно кому-то? Они живы, они вместе, они счастливы. Ведь так?
Когда смотришь на оригинальную трилогию поражает то, сколько Лукасу показать удалось и сколько наоборот, он не показал. Не смотря на как бы масштабность происходящих событий они не являлись всеобъемлющими. Фоном для сражений оказывались то пустынные равнины, то заснеженные холмы, то таёжные леса – необжитые территории. Местами для разговор были узкие коридорчики звездолётов, неприглядные дома, в которых не захотелось бы жить, внутренние убранства звездолётов и повстанческих лагерей. Маленькие люди то оказывались в местах, которые подходят им своим размером, то оказывались песчинками на фоне бескрайних просторов – и космических, и планетарных. Это задавало атмосферу, это давало своё обаяние. Это, и желание наполнить каждый кадр важной деталью (при общем минимуме этих деталей в целом), во многом способствовало созданию шарма, духа оригинальной трилогии. И это то, чего так не хватало новым фильмам.
Лукас хотел создавать новые миры, творить. С приходом зелёного экрана и совсем иных технологических возможностей у него появилась возможность создать куда как больше, создать совершенно иной мир. В прошлых фильмах действие разворачивалось чуть ли не на краю вселенной, в новой трилогии (в особенности в «Атаке клонов») местом действия стали развитие центры, огромные мегаполисы, полные жизни, а на смену военному противостоянию пришла почти что мирная жизнь и политические склоки, заговоры, переделы сфер влияния и всё то, что сейчас хорошо бы зашло в формате сериала от HBO. Игра престолов, но в космосе и со световыми мечами, глобальными заговорами, переворотами и обилием околофилосфских рассуждений. Не вот эта вот история про ИЗБРАННОГО, на которого возлагали надежды и который оказался неудел потому что иди нах#й и заодним убей падаванов, а потом говори, что это джедаи хотели совершить госпереворот. Эх, Джордж, если бы ты ещё тогда понял, что продавать игрушки – это не твоя стезя.
Новый фильм, начало новой трилогии, очень ловко в один из моментов избавляется от всего капитала фильмов про переход Энакина на тёмную сторону силы, а абстрактные категории «тёмной» и «светлой» стороны силы стали реальными абсолютами, влияющие на жизнь человека точно так же, как солнечная радиация и магнитное поле земли. Вам казалось, что учение о Силе – это такая суспензия восточных учений о энергии ци, буддийское стремление к разрушению порочного круга перерождений за счёт духовного аскетизма и подавления в себе стремления к разрушению? Лукас развязал руки на все последующие интерпретации, когда ввёл в мир Звёздных Войн понятие о мидихлорианах. Внезапно монахи, познавшие дзен, оказались просто кучкой людей с особым составом крови… днк… вторым аппендиксом? Кароче, та-даа, теперь быть тебе джедаем или не быть решает наследственность. Меня на самом деле поражает степень редукционизма, присущая этому фильму. Она, и чёртовы сюжетные дыры, размером с Джабба Хатта или с кошелёк Лукаса после продажи прав на франшизу.
Сценарий этого фильма похож на фанфик. На хороший, обстоятельный, с чувством и душой сделанный фанфик. И он таковым и является. Попытки сделать что-то не про противостоянии Империи и Повстанцев провалились в новой трилогии, поэтому единственным верным путём стало продолжение ветки противостояния двух фракций. Это Звёздные ВОЙНЫ и там люди погибают, чётко зная кто их настоящий враг. Это не детектив, про поиски армии клонов и убийц сенаторов или не романтическая комедия, где один из героев может разрезать грушу силой мысли, это, мать его, приключение про ВОЙНУ. На одной стороне есть злой-презлой враг с убер-пушкой и Первым Орденом, а на другой стороне есть Повстанцы Сопротивление. Итак, господа, пришло время поговорить о тех сюжетных ходах, которые меня очень сильно напрягли. Далее по тексту будет содержаться ряд спойлеров, так что всем ещё не посмотревшим фильм, рекомендую либо перестать читать этот текст, либо читать его на свой страх и риск. Я предупреждал. Картинка с милым дройдом BB8 и не менее милой Рэй поможет вам не зацепиться за спойлер, если вы опустить свой взгляд вниз.
Количество сходств с 4-ым эпизодом поражает. Не смотря на наличие ряда весьма неожиданных, находчивых и оригинальных сцен, не смотря на наличие новых героев, между которыми сильна химия и они сами неплохи, уши-то торчат. Они торчат преднамеренно, местами мой внутренний фонат орал, что АБРАМС ТЫ НЕ МОГ ТАК СДЕЛАТЬ. История начинается на задворках Империи и у нас снова кто-то перешёл на ТЁМНУЮ СТОРОНУ и это внучок Вейдера – Кайло Рен. Спасибо Лея, спасибо Соло – вы отличные родители. А ещё спасибо за прекрасное объяснение этог офеномена «генами вейдера». Что ж, ребят, теперь мидихлорианады это как склонность к алкоголизму. «В нём есть СВЕТЛАЯ СТОРОНА!» – где-то между делом вставляет Лея. Да, именно в сторонах света и дело, а не в способности управлять гневом, быть нравственным и всё такое. Бар с кучей инопланетян спишем на оммаж, а вот уничтожение НОВОЙ ЗВЕЗДЫ СМЕРТИ через всю ту же трубу для ОХЛАЖДЕНИЯ это конечно же пиздец, господа. Да, это блядь как 4-ый эпизод. Теперь у нас Планета Смерти и она выкачивает звезду, а потом стреляет через весь небосвод. А в 9-ом фильме окажется, что у них ещё была одна и они снова будут её уничтожать.
А что же про Рэй, которая резковнезапно стала использовать силу? Да, мой внутренний фанат в эти моменты искренне мямлил: «О да, она использует СИЛУ КАК КЛАССНО!» Но, если так подумать: схуяль? – Да просто потому что, забееей, об этом расскажут в следующем фильме, как и про Сноука и вообще все сюжетные дыры зашьют выпуском комиксов. Когда появляется Планета Смерти внезапно понимаешь, что тебя развели как лоха. И, что самое ужасное, с эти ощущением уже ничего не поделать.
При этом технически фильм сделан очень хорошо. Абрамс не ошибся, сделав ставку на постановку в реальных локациях с живыми актёрами. Конечно, теперь штурмовики вновь не могут в камуфляж, а опознавательными знаками являются наплечники или исключительный дизайн доспехов. Новый маскот BB8 оказался многим круче R2D2 и из-за большего количества звуков, точнее отражающих эмоции и из-за «языка тела» этого робота. Он похож на милого котёнка, у которого в запасе есть несколько неожиданных приборов и классных штук. Постановка сражений оказалась на высоте, штурмовики (относительно старой трилогии) научились стрелять используя прицел, научились прятаться за укрытиями и смогли в тактику боёв. И с этой стороны к нему не придраться. Не придраться к фильму и со стороны умелого манипулирования чувствами фанатов, которые пришли не критически осмыслять этот фильм, а «оказаться дома».
Я же оказался в красивой лавке-мавзолее Звёздных Войн, где рядом с фигурками старых героев выставили для продажи миниатюры новых. Выставили очень умело, с любовью и педантичным обожанием. Но, как оказалось, я пришёл в эту лавку совсем не за этим.
А фильм ну, хороший, да. Не больше.
[/fsn_text][/fsn_column][/fsn_row]