Принципы, положенные в основу историй о многих супергероях, часто становятся ограждениями, которые не дают героям меняться, а миру развиваться. И, увидев однажды подобный ограничитель, очень сложно воспринимать персонажа адекватно и трепетно. Второй сезон Сорвиголовы остался мною не просмотрен по одной причине: герой дошёл до черты, которая стала его стеной. Очищая раз за разом город от бандитов и наркоторговцев, Мэтт Мёрдок способствует лишь смене одних мразей на других, не забывая при этом ныть о том, что он делает всё возможное, а у него всё равно ничего не получается. Бэтмен не желает убивать, но, оставляя врагов в живых, он лишь способствует машине развлечений раз за разом укрупнять масштаб разрушений и количество потенциальных смертей. Как раз именно об этом я и писал больше года назад, когда разбирал на куски Рыцаря Архэма. Имея в своём основании вполне себе правильные идеи (тот гуманизм, да), комикс-индустрия создала гомункулов, на которых равняются, зачастую даже не осознавая, что в рамках выдуманных вселенных они делают лишь хуже. Но ведь так не могло продолжаться вечно, да?

Спаун — это отдушина жанра. Это тот алмаз, который оправдывает существование если не вообще всей в комикс-индустрии, то как минимум очень многого. Его прообраз очень легко определить: это Бэтмен (и совсем неудивительно, что уже в 1994 выходит кроссовер Спаун/Бэтмен). Но Спаун рукой Тодда МакФарлейна оказался лишён главного недостатка Тёмного Рыцаря — нежелания лишать кого-либо жизни. Устраивая самосуд, Бэтс итоговое решение о вынесении приговора оставляет судебной системе, чем выказывает ей определённое уважение. И так было всегда. Каким бы не был социальный контекст в момент создания комикса, это правило остаётся неизменным. Но Спаун… это отродье, он лишён подобных убеждений. Он вообще лишён многого, в том числе и памяти. Полковник Эл Симмонс провёл 5 лет в небытие и вернулся в Нью-Йорк в 1992 году из ада, ведомый лишь одним желанием — вернуться к своей жене. Внешне он мало походит на себя самого до смерти и перерождения. Его силы почти что безграничны, но он не умеет ими управлять. Его мотив понятен, но из-за провалов в памяти он даже не знает, куда ему двигаться и что делать.

Спаун действует словно ребёнок, остро реагируя на каждое событие, и при этом разрывается от внутренних противоречий. Со временем и ему, и читателю открываются истинные причины его возвращения, становится понятно, что Симмонс не владеет ни своей личностью, ни своей памятью и является марионеткой в руках Мэлболгии, демона, создающего армию для борьбы с Богом и Раем. И в этом и заключается прелесть этого комикса и этой вселенной — дальше будет лишь хуже. Что бы ни делал Спаун, он всё равно будет играть на руку своим хозяевам. Убивая бандитов, он лишь вербует Мэлболгии новых солдат; расходуя силу, он приближает своё возвращение в 8-ую сферу; прячась в тени, он волен лишь наблюдать за медленным угасанием своего мира.

Спаун начал выходить на пике роста преступности в США. Войны банд, неспособность полиции справиться с обилием преступлений, ухудшающаяся экономическая обстановка — всё это создало отличный фон для того, чтобы мир Спауна ощущался живым. То, что дальше будет лишь хуже, не метафора, а реальное ощущение, которое было запечатлено Тоддом Макфарлейном (что интересно, это ощущение было довольно ошибочным и уже в 1992 году количество преступлений пошло на спад). Будучи одиноким воином, Симмонс не способен качественно изменить сложившуюся ситуацию и оказывается вынужден коротать свои дни в грязных переулках в компании бомжей. И именно защитником представителей этого социального слоя в конечном итоге становится Спаун. Жизнь на дне — это всё, что у него осталось, но даже её у него попытаются отобрать.

За счёт приглашённых авторов (о чём детально писал Женя) мир Спауна ощущается не только как живой, но ещё и как очень большой. И это не вызывает ничего, кроме искреннего восхищения. В показанную вселенную веришь, и веришь во многом оттого, что он написан максимально убедительно из-за апеллирования к фактам социального бытия. XL Media проделали огромную работу в процессе оформления этого сборника, содержащего в себе первые 12 выпусков комикса Spawn, комментарии создателей, наброски и галерею обложек. Я остался крайне впечатлён и качеством исполнения, и внутренним содержанием тома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.