Нью-Йорк, 1992 год. Затхлые переулки, наполненные бомжами. Как крысы, они прячутся от холода и копов. И всё, казалось бы, в порядке, но огромная, статная фигура в красном плаще сидела рядом с вонючими бездомными и травила с ними байки.

В своем описании я забежал немного намного вперед, но тем не менее, Спаун, в большинстве своем, это комикс про душевные муки, терзания, скитания и бомжей. Главный герой Эл Симмонс абсолютно не помнит, как и почему он оказался посреди ночи в латексном костюме с плащом, сидящий на кресте местной церкви. Память по крупицам возвращалась к нему, и, в мучительных припадках разрывающегося на части сознания, он по крупицам вспоминал о прежней жизни, о жене, о том, что он умер и вот теперь изуродованный и наделенный невероятными способностями рассекает по крышам ночного города. Смерть его, понятное дело, произошла при странных обстоятельствах, но вот имя своей жены кое-как ему удается вспомнить, ведь именно ради нее он вернулся из мертвых, чтобы еще хоть раз увидеть ее. Набравшись смелости и сменив облик, Спаун отправляется к себе домой, но узнает там, что его любовь смирилась со смертью мужа, женилась во второй раз и даже успела завести дитятко (пять лет прошло с его смерти). И туууут начинается страшное, но об этом чуть позже, ведь параллельно с появлением на свет Спауна, происходят не менее странные вещи.

За то время, что Спаун провёл в городе, полицией был найден уже третий труп. Все жертвы — боссы мафиозных кланов. Их убийца — демон по имени Осквернитель, прибывший чтобы… ну, это сложно объяснить, ровно как сложно объяснить что же тут вообще происходит. В конечном итоге Спаун и Осквернитель сходятся в битве, финал которой — приход демона Мэлболгии, который (как это присуще злодеям) раскрывает свой зловещий план по завоеванию Рая, забирает с собой в Ад Осквернителя, а Спауна оставляет доживать свою новую жизнь на грязных улицах Нью-Йорка. Чтобы вы поняли, без каких-либо ремарок, объяснений и монологов в комиксе бы потерялся и сломался вообще кто угодно, но и с ними становится не особо-то и легче. От количества имен, персонажей и действующих лиц становится плохо, особенно от уже приевшегося мне после Возвращения Темного Рыцаря приёма с телевизионными новостями, в которых дикторы пытаются хоть как-то что-то объяснить, но запутывают только больше. Нет, если не вчитываться, то можно просто наслаждаться отличнейшими, сочными рисунками, мрачными пейзажами и необычными сюжетными поворотами, но Спаун хорош не только в этом. Самое забавное, что именно моменты с бездомными и были для меня самыми душевными, ведь с такой внешностью и костюмом Элу закрыт путь в нормальную жизнь. Для Спауна бомжи стали новой семьей, а местные “Диогены” — родными. Но есть и другая проблема, о которой я говорил в прошлом абзаце. О ней стоит сказать чуточку подробнее.

Автором сценария и рисунка в комиксе выступил Тодд МакФарлейн. Но, благо, сценарий он писал не ко всем 12 выпускам. Среди приглашенных сценаристов были Алан Мур, Нил Гейман, Дэйв Сим и Фрэнк Миллер. В предисловии к своему выпуску Дэйв Сим описал Тодда как “спорстмена и Выпендрежника”, и это очень сильно отпечаталось на тех выпусках, что он писал. История с любовью к бывшей жене, невозможность иметь детей (а тут БАЦ, а у нее ребенок от его лучшего друга) и невозможность даже принять свой собственный облик (человеком он стать может, но только белокожим блондином, а наш Эл Симмонс — афроамериканец) очень сильно отразилось на главном герое. И, почему-то, на авторе. Каждый выпуск из-под пера МакФарлейна выходили душевные муки и терзания, приправленные щепоткой ненависти и экшена, лишь с крупицами сюжета, который обычно заканчивался надписью “продолжение следует”. Выпуски приглашенных авторов были с 8 по 11, а 12-й вновь писал мастер-спортсмен. И, блин, как же это было заметно. Даже если бы я не знал, и мне никто не сказал, что выпуски писали разные люди, я бы все равно догадался, потому что в 8, 9, 10 и 11 выпусках был, ВНИМАНИЕ, внятный сюжет. Нам объяснили куда попадают души маньяков-убийц и показали 8 (не считая 7ой) кругов ада. Спасибо, сэр Алан Мур. Нам рассказали о том, кто такие Спауны, зачем они нужны, и как их можно убить. Спасибо, сэр Нил Гейман. Нас отправили в невиданный доселе трип с заточенными за решеткой супергероями из других вселенных и счастливой жизнью Симмонса. Спасибо, Дэйв Сим. И наконец-то показали отличный экшен с кучей крови, трупов и бессмысленными диалогами. Спасибо, Фрэнк Миллер. А потом вновь погрузили в пучины размышлений, торчаний на кресте и телевизионных новостей. Хотя вот Тошик, в конечном итоге, оказался восхищён вселенной, выдуманной стараниями 5-ти авторов. Дэйв также упомянул, что “приглашенные звезды мерялись между собой письками”. Так вот, в сценарном плане у Тодда самый маленький. Вот не знаю почему, но в контрасте с остальными, уж очень сильно видна эта махровая простота героя и его страданий. А ещё чувствуется, что он довольно эмоциональный человек, ведь такого обилия шрифтов и от руки нарисованных слов и звуков я еще не видел нигде.

Концепт, идея, персонаж — отличные, но в правильных руках всё это играет куда как более яркими и необычными красками. Не даром же Тодд подарил миру множество каноничных обложек и поз персонажей, которые используют многие художники до сих пор. Тем не менее, мне всё равно было интересно читать дальше и дальше, но, как, допустим, Хранителей, Спауна стоит принимать очень небольшими дозами, чтобы количество клише и моментов вроде “блин, я где-то это видел уже миллион раз, причем в этом же комиксе” сводилось к минимуму. С одной стороны, это очень бесит и порой вызывает приступы фейспалмов, но с другой, это отличный образчик чистого, не граненого супергеройского комикса, в котором герой себя таким не считает, он балансирует на грани между добром и злом, и вообще каждую свободную минуту страдает об упущенных возможностях и несбывшихся надеждах. А с третьей стороны — это взрослый, брутальный и местами “грязный” комикс, в котором найдется место насилию, оторванным конечностям и маньякам-педофилам (Роршаха на них нету). Ах, ну да, и этот нос, который появляется из ниоткуда, ведь под маской лишь обгорелая черепушка, обтянутая затхлой кожей без хрящей. Откуда там порой появляется шнобель — загадка, ответ на которую я надеюсь получить в последующих томах.

Но вот что поистине заслуживает уважения, так это работа, проделанная издательством Xl Media. Твердая матовая обложка с глянцевыми вставками, 336 страниц, куча комментариев, предисловие и огромнейшая галерея обложек и набросков. Такое издание попросту приятно держать в руках (хотя порой и тяжеловато). А для порционного прочтения и прочего удобства у книги имеется вшитая закладка.

За предоставленный для рецензирования экземпляр отдельная благодарность издательству Xl Media, магазину ”АПЕЛЬСИН” и одесскому магазину «On the bus».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.