«А разве у Фехервари — не варпование?!»

В заметке про «Талларн» я предложил термин варпование — ситуацию, при которой авторы Вархаммера начинают галлюционировать в тексте «неописуемым» и «невыразимым». В пример я привел Джона Френча и Грэма Макнилла.

В комментариях меня спросили: «А как же Фехервари, разве у него такого нет?»

Я считаю, что «у Фехервари другое». Для сравнения приведу отрывки из работ Фехервари и Макнилла.

Вот часть Exordium — предпредисловия романа Фехервари «Инфернальный реквием»

«Лишь Истина режет достаточно глубоко, чтобы заслуживать уважения.

Но ты и так знаешь об этом – если не умом, то сердцем, – иначе никогда бы не вступил на сей извилистый путь, увитый терниями. Немногим хватает прозорливости, чтобы заметить мой след, и еще меньше тех, кто способен отыскать меня, однако те, кому сопутствовал успех, просто не могли поступить иначе. Нет, не нужно отрицаний – голодный блеск в глазах изобличает ложность твоих сомнений! Ты слишком многое увидел и принес в жертву, чтобы утолиться никчемной праздностью, кою даруют вера или здравомыслие. Тебя уже не удовлетворит ничто, кроме честности»

В отрыве от всего произведения этот пассаж может восприниматься как бессодержательное философствование — конкретики то никакой нет! Автор ходит вокруг да около.

Однако Exordium тематически связан со всем произведением. Иона Тайт ищет Ольбера Ведаса. Ведаса тяжело найти — он скрывается за разными масками. В своих поисках Тайт посещает разные места Тёмного Клубка и видит разные порождения варпа. К концу пути Тайт уже устал, им движет только поиск истины. Каждая из этих линий иносказательно передана в Exordium.

А теперь посмотрим на отрывок из «Ярости Магнуса», одного из последних произведений Грэма Макнилла:

«Гнетущие чары Тысячи Сынов искажали реальный мир и нарушали все законы природы, однако ледяные шквалы пси-мощи, нарастающей рядом с Бъярки, сдерживали худшие эффекты их волшбы. Струи жгучего пламени изгибались и склонялись пред яростью его бури. Дрожащие кошмарные тени, выдернутые из темнейших уголков галереи страхов любого воина, гибли в зубах его ледяных призраков. Завывающая пурга непредсказуемо менялась, насмехаясь над любыми попытками прозреть ее будущие перемещения и действия воинов, которые стояли наготове у режущих краев метели».

Чары нарушают законы природы, а пурга насмехается над воинами — это лишь фигура речи: за ней ничего не последует. Художественные обрамления создают атмосферу, но не влияют на сюжет.

✅ Фехервари — не варпование. Метафоры и речевые красивости имеют сюжетное обоснование.

❌ Макнилл — варпование. Метафоры и олицетворения ради создания атмосферы и выполнения плана по символам.