Каллиграфа Сэя Ханду отец отправляет на остров Гото жить в деревне. Сэй — импульсивен и несдержан, в порыве ярости он ударил директора выставки из-за критики своей новой работы. Теперь ему предстоит найти свой уникальный стиль и научиться жить иначе.

Жизнь горожанина: одиночество и утилитаризм

Всякий городской житель — одиночка, которого с окружающими людьми связывают, в первую очередь, товарно-денежные отношения. У жителя города могут быть друзья и семья, с которыми он выстроил тесные эмоциональные связи, но это не более чем исключение из общего правила. С родителями и родственниками можно однажды поссориться и перестать общаться, друзья могут уехать куда-то далеко и связь с ними оборвётся.

Жителя города окружают сотни и тысячи людей — он видит их в подъезде своего дома, на улице, в магазинах и любых других местах, которые вынужден посещать. Но эти люди для него ничего не значат, он про них ничего не знает, с ними его ничего не связывает. Те же люди, с которыми его существование связано непосредственно — не более чем инструменты для достижения целей. Продавцы, курьеры, кассиры, работники техподдержки — все они помогают удовлетворить повседневные потребности горожанина. Но с развитием технического прогресса, интернетизацией и автоматизацией повседневной деятельности на место этих людей приходят роботы и алгоритмы.

Сэй Ханда — затворник. Его отец, известный каллиграф, с самого детства начал вести его по этому пути. Вместо общения со сверстниками — каллиграфия. Вместо праздников — каллиграфия. Вместо развития социальных навыков — каллиграфия. Вполне закономерно, что выросший в подобной среде Сэй становится немым по отношению к проблемам окружающих людей. Вся его жизнь — это каллиграфия. Его цель — побеждать других каллиграфов на конкурсах. Он противостоит другим людям. Он вынужден постоянно улучшать свои навыки, чтобы побеждать и становиться всё более и более известным.

Экономическая сторона существования Сэя остаётся в тени, но по ряду ремарок его друга и работника арт-галлери Такао Кавафудзи она становится понятна. Для Такао Сэй — источник заработка, инструмент, а победы на конкурсах нужны для повышения известности и цены на каллиграфию. Смысл существования Сэя — создание товаров для определённого рынка. Он важен не как личность, а как производитель, функция. Ценность его жизни определяется стоимостью его работ. Забота о Сэе — вынужденная мера, ведь если он «сломается», то не сможет больше приносить прибыль.

Жизнь жителя деревни: со-бытие

Деревня — принципиально отличное от города образование. Пусть общинность деревни и претерпела изменения за последние 200-300 лет, но она всё так же представляет из себя замкнутое на самом себе сообщество. Жители деревни знают друг друга в лицо, регулярно общаются друг с другом и коллективно решают проблемы, касающиеся их всех.

Для Сэя жизнь в деревне становится источником нового опыта и в некоторых моментах настоящим испытанием, ведь в его личное пространство постоянно вторгаются. Для жителя города — это проявление «невоспитанности», для жителя деревни — норма жизни.

Деревенские дети постоянно приходят в его дом и мешают ему работать. Соседи приносят ему еду, помогают ему в домашних делах, но при этом и сами просят его о помощи. Сэй почти никогда не остаётся один — его постоянно окружают другие люди, у которых тоже есть свои проблемы, стремления и желания.

Для этой деревни Сэй — инородное существо. Покуда жители деревни включены в экономические связи и удовлетворяют потребности других жителей (кто-то выращивает еду, кто-то продаёт товары, кто-то работает в школе или больнице), Сэй работает на город. Но даже не смотря на это, он становится частью общины, он становится важен как личность, а не только как производитель определённого товара.

Меж городом и деревней

Я ни коим образом не хочу ни демонизировать жизнь в городе, ни идеализировать жизнь в деревне.

Образование городских сообществ и образование коллективов на местах (школы, работа) — лишь одни из форм преодоления изоляционизма для горожанина, возможность для удовлетворения его потребности в социальном взаимодействии. Возможность создания сетевых сообществ по интересам — не менее важная часть современной реальности.

Времена, когда город давал возможность вырваться из пут общины, прошли, а социальная природа человека всё так же является определяющим фактором его существования.

Точно так же современная сельская община оказывается несколько отличной от сельской общины прошлых веков. Школьница Тамако Араи, одна из жительниц этой деревни, боится, что её заклеймят извращенкой из-за любви к сюжетам жанра сёнен-ай. Но она всё равно продолжает читать о нежной любви юношей, а в свободное время и вовсе рисует подобную мангу. На неё давит страх оказаться «не такой, как все». Но у неё всё равно остаётся поле для манёвра.

В случае с аниме Barakamon жизнь в деревне оказывается для главного героя именно той возможностью обрести друзей и людей, которые искренне готовы заботится о нём, принимать его, в которой он нуждается. Его же задачей становится принять их и научиться мириться с их личностными особенностями, принять отличия как данность и всецело осознать принцип со-бытия. Лишь постоянное тесное общение, от которого он не может никуда скрыться, помогает ему найти человека в другом человека.

Текст написан при поддержке подписчиков нашей страницы Patreon.