Мы часто пишем о русскоязычных изданиях зарубежных комиксов, но никогда о комиксах от русскоязычных авторов. За границей мейнстримного Bubble (о котором, я думаю, однажды мы тоже поговорим подробно) и чуть менее мейнстримного Bubble Visions творится полнейший артахус, параллельные комиксы и фриланс на зарубежных издателей. Из всего обилия самиздата я читаю лишь «Романа, победителя ласточек», который совсем недавно вышел в виде сборника и о котором можно даже написать отдельно, и в целом вообще не понимаю, на каком уровне работают российские авторы, и что они выпускают. Но есть в России издательство, которое занимается выпуском авторских комиксов наших художников-сценаристов, и, будучи патриотами, мы не можем не рассказать об историях, выпущенных ребятами из SPb Comics. SPb Comics Weekly #1, поехали!
Издания на рецензирование предоставлены издательством SPb Comics, и всё, о чём будет написано далее, в данный момент доступно для покупки.
Разделение
История взросления каждого человека – это история овладения собственным телом. Наше сознание формируется постепенно на протяжении всего периода детства и отрочества, и за этот время в голове каждого образуется очень важная система представлений о самом себе. Движущийся ход истории формирует представления людей о прекрасном и безвкусном, определяет сферы деятельности, место, которое однажды будет должен найти для себя каждый. Давление общества усиливает внутренние противоречия, заставляя любого неуравновешенного внутри человека изменяться. Мы можем видеть себя песчинкой, летящей на шарике из грязи по безграничной глади космоса, вольным разумом, способным подчинить себе всё и вся или светлым идеалом всеобщей любви и подражания. Но все эти представления могут с лёгкостью разбиться о реальный мир и оставить почти любого с пустотой внутри.
Комикс «Разделение» одновременно про это всё, но и не совсем про это, ведь центральной темой становится всего лишь восприятие автором своего тела. Частые болезни и обострения уже имеющихся – проблема, знакомая многим в нашей стране. И по старой традиции есть лишь две категории заболеваний: «херня» и «пиздец». Первая сама пройдёт, а со второй уже надо идти в больничку. И по статистике, которую мне некогда сообщил препод, проводивший исследование для Минздрава, можно говорить о том, что в больницы в России чаще всего приходят уже с «пиздецом», и делают это в основном мужчины. В контексте подобной информации простой посыл комикса «заботьтесь о своём теле и не забивайте, когда организм маякует, что ему плохо» – это вообще-то дельный совет, прислушавшись к которому среднестатистический россиян мог бы прожить на лет пять-семь больше, чем проживёт в итоге.
Домик в степи
Последнее, что ждёшь от российского автора, – это историю про француза, воевавшего за свою Родину. Не сказать, что личная трагедия художника, прошедшего войну, оказалась для меня неинтересной, но ощущение того, что здесь чего-то не хватает, не отпускало меня до самого конца. Эту историю стоит воспринимать как своеобразную притчу о человеке, который верит, что где-то на небе есть его звезда, и именно она определяет его жизнь и оберегает его. При этом сама история в комиксе рассказана очень хорошо, а героям, которые не так уж далеко ушли от стереотипных фигур, даже получается сопереживать. И в рамках этого мира всё работает, так что спорить о выборе сеттинга даже и не хочется.
Коленки
Новый год занимает особое место в системе ценностей российского народа. Этот праздник сопровождается бумом рекламных акций, россыпью снежинок, гирлянд и ёлок с дедами морозами где не попадя. Чем ближе праздник, тем больше суетятся люди – пытаются завершить недоделанные дела, закрыть гештальты, прибрать и украсить квартиру, сделать так, чтобы семейный праздник прошёл «как у людей». Процесс подготовки к Новому году становится в разы важнее самой встречи Нового года, и общий информационный фон не способствует вообще ничему хорошему. По телевизору прекращают показывать язвительные ток-шоу, количество «неприятных» новостей уменьшается, и их место занимают старые советские фильмы и разнообразные «оливье-шоу» для тех, кому за сорок. Добрый и милый праздник, если он вообще когда-то таковым являлся, создаёт стрессовые ситуации, которые вообще не способствуют созданию теплой и уютной атмосферы в семье. Все конфликты как-то неожиданно вылезают наружу, а конечную цель начинает определять или желание «поскорее закончить с этим», или попытка убедить собственных детей в необходимости игры «в семью» хотя бы на один вечер. И у некоторых, как, например, у героев сборника комикс-зарисовок «Коленки», это довольно неплохо получается.
Обидно становится лишь в конце, когда понимаешь, что подобные истории про семейную идиллию хотя бы на краткосрочный момент – это такие сладкие сказки, и твоя жизнь вряд ли сможет преобразиться в один миг, как это происходит у героев. Наличие общего языка со своей семьёй и уж тем более наличие семьи, которая действительно тебя понимает и принимает таким, каков ты есть, а не пытается отыграться на тебе за их не особо счастливое детство и закрыть свои собственные гештальты – это вообще-то счастье. И умение ценить такие моменты не является врождённым, а приобретается путём проб и ошибок. И хорошо, когда на ошибках ты учишься, а ещё лучше, когда перед тобой есть хороший пример для подражания.
Один фехтовальщик
Как часто окружающие вас люди ведут себя как мудаки? Сколько раз на вас наезжали в общественном транспорте, водители сигналили, чтобы вы скорее переходили через грёбанный пешеходный переход, а продавцы в магазинах, в которых работает система личных продаж, усиленно навязывали вам какое-то говно, не замечая, что вы просто хотите от них отвязаться? Сколько раз вы по тв видели оборзевших мразей, которые слепо идут путём максимизации личной выгоды, не обращая внимания на тех, кто их окружает? Сколько раз вы видели пьяных гопников всех возрастов, которые в канун очередного праздника, дыша перегаром, требовали у вас сигаретку и ругались матом, когда им в этом отказывали? Как часто люди вокруг вас оказывались озлоблены и недоброжелательны? Как часто такие люди портили жизнь не только окружающим, но и самим себе?
В конечном итоге оказывается не столь важно, что восемь историй из сборника рассказывают о фехтовальщиках 15-18 веков, а не о наших современниках. То, что они (по заветам Д’Артаньяна, наверное) оказываются готовы вызвать на поединок первого встречного из-за любого, даже самого маленького и незначительного конфликта определяется их ценностями. Ну и что с того, что у них в руках шпаги, а не заточки – это просто очередная дань эпохе. Они ведут себя соответственно определённым принципам и в конечном итоге получают по самое нехочу. И в этом, пожалуй, главное отличие этих историй от реальной жизни – мудаки получают соразмерно их мудачеству.