[fsn_row][fsn_column width=”12″][fsn_text]
Материал взят с портала Place For Plays с разрешения автора.
Могучие боевые флоты пересекают кишащий демонами варп и бумажные страницы. С лёгкой руки писак разной умелости в буквописании огромные армии сражаются во Имя Императора и гибнут, положив на алтарь сохранения Империума свои жизни. Величайшие среди воинов – Адептус Астартес, космические десантники предстают перед читателем то в виде сверхлюдей, перед которыми стоит поклоняться, то в виде шаблонных персонажей, почти ничем не отличающихся от самых примитивных типажей.
Главный вопрос, который стоит перед читателем: а что из себя вообще представляют эти книги? – Самостоятельные произведения, обладающие какой-никакой, но «культурной ценностью» или же просто новелезированные рекламные буклеты кодексов армий, фракций и прочего стаффа. Ну, на самом деле, и первое и второе в разных пропорциях. Книг по космовахе только в России было издано в районе 80-ти штук (Издательством Азбука и затем «Книжным Клубом Фантастика» или просто «Фантастикой»), а вообще их, как мерзких орков в заражённом секторе, куда как больше.
Начав свой путь в 90-ых с сингловыми новеллами и сборниками рассказов, книжная ваха пришла в 2000-ые с новвелизациями кодексов (зачастую посредственных, о чём ещё буду писать в дальнейшем, рассматривая все те книжки, которые уютно таятся на моих полках) и «Ересью Хоруса/Гора», начав читать которую, я и познакомился с книжной вахой. За 20 с небольшим лет книжная ваха прошла огромный путь, сформировала писателей (наиболее интересен в этом плане Грэм МакНилл, чьё становление как писателя можно легко отследить, начав читать его произведения в порядке хронологического выхода) подарила этому миру произведения, которые может взять в руки далёкий от настолки и видеоигр человек и получить удовольствие от чтения.
Однако одна из самых главных проблем книжной вахи – засилье космодесанта. Мир располагает к тому, чтобы описать буквально всё, что только можно описать в мрачном мире далёкого будущего – от жизни отдельной расы ксеносов, которые столкнулись с неизвестным, до быта обычных граждан Империума. Да, такие вещи есть, но их слишком мало. Трилогии тёмных и обычных эльдар, с десяток посредственных книг о Имперской Гвардии и ДэнАбнетовские Инквизиторы – вот, в общем-то и всё, что можно узнать о жизни вселенной. Почти всё остальное – тупое болтерпорно. Где различные точки зрения, где необычные проблематики и яркие герои? Где мои цикл о жизни Тау или любой другой ксенорасы? – А вот нигде. Рекламные буклеты должны рекламировать самых ходовой товар – космодесант. И рекламируют. Цикл Битвы Космического десанта как раз об этом – о сражениях. И зачастую сражениях с Орками, с тупым мясом. Я не спорю, что эти книги могут служить прекрасным примером того, как правильно описывать резню, стрельбу и масштабные сражения, но это просто неинтересно читать.
Но с другой стороны после прочтения n-надцатой книги и переходу к следующей можно осознать, что ты испытываешь приятные эмоции от ощущения возвращения «домой», в знакомый тебе мир и в понятную вселенную. Наибольших успехов в этом деле добилась «ересь», которая начиная с 2006 года обрасла 36-тью томами новелл и антологий рассказов, и на данный момент страдает от всей «этой тяжести». В начале пути казалось, что к книге 20-ой Хорус уже прилетит на Терру и сразит Императора, но ни тут-то и было. Цикл растягивается, расширяется и углубляется, но это не всегда идёт ему на пользу.
Да, история Ереси обрастает подробностями и мелкими деталями, но при этом возникает ощущение что идёт «распыление». Сюжетные линии, начатые ещё в первых книгах, то тут, то там всплывают и вновь теряются среди всего обилия событий. «Кто все эти люди? Что они сделали? Куда стремятся?» – вполне закономерные вопросы, которые возникают, когда ты читаешь про героя, которого ты не видел на книжных страницах года 3-4. С другой стороны, герои, появившиеся в отдельных рассказах, попадают в новеллы, что создаёт ещё больший хаос. На место огромных томов про масштабные события всё чаще выпускаются сборники рассказов (в 2014 году вышло 5 книг и 3 из них были антологиями), а чтобы разобраться в этой какофонии из текстов приходится обращаться к вот таким вот гайдам.
Хотя, крайне приятны стали произведения, связывающие единой нитью 30к и 40к. Для ярых фонатов, знающих бэк, 30к был тем местом, где можно было заметить становление самых ярких героев (Фабия, Кхарна, Аримана, Абаддона и пр.), однако сейчас появился прецедент и обратной тенденции – героев из 40к вписывают в 30к (рассказ о Талосе времён ереси в АДБ). И, чёрт побери, это именно то, ради чего я и читаю ересь – целостность, комплексность, ощущение причастности к масштабным событиям и великим свершениям.
Сейчас я читаю «Sedition’s Gate / Врата Крамолы / Путь восставших» и в целом даже доволен сборником и после него начну читать что-то ещё.
[/fsn_text][/fsn_column][/fsn_row]