Если вы читали роман «Ангелы Тьмы», листали комикс «Железная ярость» или просто хоть сколь-нибудь интересовались Тёмными Ангелами, то знаете, что красной нитью через всё их естество проходит охота за Падшими. Стремление покарать предателей и в данной повести является одним из главных мотивов центровых персонажей, который они постоянно проговаривают, но не дайте себя обмануть — это история не про Падших, она про кое-кого более лояльного: Азраила.

Во время первой атаки при усмирении Рамиила погибает верховный великий магистр Наберий. Азраил, не теряя самообладания, берёт командование на себя и, преисполнившись решимости возглавляет атаку на опорный пункт еретиков. Все последующие повороты сюжета проистекают из этого события: сначала Азраил берёт командование на себя, а потом получает официальное назначение от внутреннего круга Ордена. Вся повесть и посвящена этому — становлению Азраила в качестве магистра, это является главной и единственной аркой повести, а всё остальное — блёстки и мишура экшн-сцен, которых и ожидаешь от наследника цикла Space Marine Battles.

Если разбирать «Азраила» на составные части, то можно прийти к выводу, что писать так, как пишет Торп, можно, но не факт, что именно так писать нужно. Эта повесть сшита из трёх интерлюдий-флешбеков из прошлого Азраила и основной сюжетной линии, которая настолько плотно забита экшеном и описаниями, что с трудом выдерживает их натиск. Флешбеки представляют из себя расширенные кусочки бэка Азраила, которые и написаны неплохо, и рассказывают действительно яркие детали истории героя: как он бросил своего отца-главу племени, чтобы сразиться в битве, или как ему впервые дали в руки перо и заставили писать, а он не смог: он варвар, он просто не умеет. Основная история тоже может похвастаться подобными моментами, но почти все они находятся примерно в первой половине повести, когда Азраил проходит обряд инициации в магистры и его проверяют Смотрящие-во-тьме. Он сражается с самим собой (буквально), видит своё прошлое и пытается заслужить право вести Орден к новым свершениям.

Главный сюжетный поворот повести — появление эльдар ближе к её окончанию. И это могло бы считаться за спойлер, если бы о появлении ксеносов не было заявлено прямо в аннотации. Воистину, пути маркетинового отдела BL неисповедимы!

С другой же стороны, в романе очень много экшена, который Торпу не всегда интересно выписывать. Противостоять герою может как еретех, работу которого ещё только предстоит познать, так и принявший демоничество космодесантник, которым окажется один из героев «Фароса», а может и просто гора однотипных врагов, сквозь строй которых протагонисты будут прорубаться как сквозь поле пшеницы. И когда уже будет казаться, что дальше некуда, Торп может ввести нового персонажа, описание внешности которого займёт страничку-другую. Из-за этого начинает казаться, что почти вся повесть (за исключением последних десятков страниц) — это одна большая и затянувшаяся экспозиция. Там, где хотелось бы увидеть больше действия, коротких предложений и обилие сказуемых, видишь развёрнутые описания. И это несколько сбивает с толку и в целом нарушает темп истории, которая и без того не может похвастаться однородностью.

«Азраил» — чрезвычайно неровное произведение. В один момент оно может заставить тебя ловить каждое слово, а в другой — пересиливать себя, превознемогать не хуже главных героев, чтобы пройти дальше. Но даже из-за этого по-настоящему хорошие моменты не перестают быть хорошими и они действительно заслуживают внимания. Инициация Азраила — лучшее, что здесь есть, и, выйди она в формате рассказа, то ей бы вообще цены не было. Но если вы любите Тёмных Ангелов, то вы всё равно не пропустите «Азраила», для всех же других он может стать проверкой на прочность и симпатию к этому Ордену.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.